понедельник, 28 сентября 2009 г.
В 1806 году князь выехал в Париж для восстановления старых связей с художниками,
Художественные коллекции Н.Б. Юсупова.
Личность князя Н.Б. Юсупова-коллекционера формировалась под влиянием философских идей и художественных представлений конца XVIII - начала XIX вв. Это был период просветительского классицизма. Общественное положение, круг лиц, с которыми общался князь, играли существенную роль в формировании его взглядов и в судьбе его собраний.
Интерес Н.Б. Юсупова к искусству явился результатом полученного им воспитания. Вероятно, картины работавшего в России при императрице Елизавете Петровне итальянца Пьетро Антонио Ротари попали в семью еще при Б.Г. Юсупове, отце Николая Борисовича. Дальнейший интерес князя к искусству проявился во время учебы в Лейденском университете в Голландии, затем - во время его путешествия по Европе. Именно здесь он впервые познакомился со старинными библиотеками, частными собраниями картин и гравюр, приобрел первые редкие коллекционные книги, картины и рисунки. В Париже любознательный юноша с увлечением познавал художественную жизнь крупнейшего центра современного искусства и антикварной торговли. В 1776-1777 гг. там происходили распродажи крупных и широко известных собраний герцога де Сент-Эньяна, принца Конти. В эти же годы князь познакомился в Италии с молодым немецким пейзажистом Я.Ф. Хаккертом и заказал ему итальянские пейзажи. Это знакомство в дальнейшем переросло в долгую дружбу между известным коллекционером и знаменитым художником, ставшим его советчиком и экспертом.
Результатом первого образовательного путешествия по Европе явились не только новые знания и впечатления, но и увлечения искусствами, пробудившаяся страсть к собирательству, а так же первая собственная коллекция, разместившаяся в Санкт-Петербурге. В описании этой коллекции встречались имена таких прославленных художников, как Рембрант и Веласкес, хорошие копии с полотен Тициана и Доменикино. В коллекции князя встречались несколько копий с картин Корреджо.
Второе путешествие Н.Б.Юсупова в Европу в 1782 г., в качестве сопровождающего Великого князя Павла Петровича и его супруги, так же имело огромное значение для формирования коллекции князя. С дружеской помощью Я.Ф. Хаккерта Николай Борисович познакомился с Иоганном Фридрихом фон Рейфенштейном, человеком влиятельным в художественных кругах, представлявшим интересы русского двора в приобретении произведений искусства для императорского собрания. В это время князь также познакомился со знаменитой художницей Анжеликой Кауфман, с Помпео Батони, самым модным живописцем среди европейской знати, а также сделал несколько приобретений для своей коллекции. Он посещал мастерские художников Г. Робера, К.Ж. Верне, Ж.Б. Греза, Ж.А. Гудона и заказывал им картины. Пополнять свою коллекцию Н.Б. Юсупов продолжал во время своего пребывания в Италии с 1784 по 1789 год в качестве чрезвычайного посланника при Сардинском дворе в Турине. В это время в его собрании появились работы самых популярных живописцев: К.Ж.Верне, Я.Ф.Хаккерта, А.Кауфман, П.Батони, А.Марон. Ему принадлежала самая большая в России коллекция картин А.Кауфман. Его собрание в 1800 г. пополнилось работами итальянских мастеров XVI-XVII веков. Среди них - «Женский портрет» кисти А. Корреджо, а также ансамбль полотен Дж. Б. Тьеполо, куда входили знаменитые картины «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры». Юсуповская галерея по количеству и качеству представленных в ней произведений (более 400 картин) была одной из первых в Петербурге. Он собирал живопись в многообразии школ и жанров, рисунок и гравюру, скульптуру античную и современную.
В 1806 году князь выехал в Париж для восстановления старых связей с художниками, знакомства с молодыми живописцами и пополнения своей коллекции. Тогда же он заказал картину первому живописцу императора Наполеона Луи Давиду - «Сафо и Фаон».
В 1790-е годы произошел стремительный взлет карьеры Н.Б Юсупова в России. С 1791 по 1792 гг. он был назначен директором Императорских стекольного и фарфорового заводов, шпалерной мануфактуры в Петербурге. В это же время он возглавлял и Мануфактур-коллегию. Н.Б. Юсупова можно было бы назвать «министром искусств и художественной промышленности».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий