суббота, 22 августа 2009 г.

Рекомендация

Наткнулась тут сегодня на совершенно восхитительную вещь под названием "Недобог" авторства Мадоши Варвары. Вообще-то я этого автора уже знаю по одному фику - она писала Жигу с Крысиным Королем, лучшую аушку по Алхимику и одну из лучших аушек вообще, что я когда-либо встречала, - так что когда я увидела рекомендацию на ее же роман, то начала читать не колеблясь ни секунды. И о своем решении не пожалела.

Первое, что хочется сказать о тексте - о боги, автор умеет писать от первого лица!.. счастье, счастье-то какое! Вы себе не представляете, что это значит для человека, изгрызшего столько кактусов как я. Где-то около 90 % всех юных авторов начинают именно с этого жанра, обманываясь его кажущейся простотой и доступностью, - и каждый раз жестоко ошибаются. На самом деле мастерства, опыта и просто таланта на первое лицо нужно в разы больше, чем на третье; я вот, например, за первое до сих пор взяться не рискну (хоть и начинала с него, да). Так что для меня каждая хорошая книга от первого лица уже сама по себе именины сердца.

Но книга обладает и другими многочисленными достоинствами - это, например, яркость и точность описаний при предельной их простоте, а ещё совершенно удивительные параллели-ассоциации (листья-мысли деревьев лично меня восхитили до глубины души. По-хорошему завидую человеку, способному такое придумать). Кроме того, книга очень живая, близкая - герои руководствуются не всегда простыми, но всегда понятными мотивами, нет ни удушающего ощущения "все плохо", ни не менее удушающего "все, конечно, плохо, но мы все равно с этим справимся! А как же иначе, мы ведь герои!"; и даже несмотря на довольно трагичные жизненные истории главных персонажей - а их в романе трое, два парня и одна девушка, - совершенно не создается ощущения обреченности. Наверное, это потому, что все они живут, в самом деле живут, а если и нет - то по крайней мере к этому стремятся.

И я не могу не сказать о сюжете, который течет спокойно, и разворачивается плавно и ненавязчиво - чем-то это напоминает мне "Хирургическое вмешательство" Ауренги, по правде говоря. Казалось бы, интрига незамысловата, но постепенно она обрастает деталями и захватывает внимание больше, чем какой-нибудь фантастический боевик.

Плюс книга разбавлена спокойной ненавязчивой иронией и юмором, что полностью отображает мировоззрение ее персонажей. Мне, например, очень нравится в этом плане начало книги, ее самые первые предложения:

Великое искусство состоит из трех "А". Астрология, алхимия и артистизм. Лишь первые два официально признаны гильдией магистров. Но незаменимо единственно третье, которое заключается, по преимуществу, в том, чтобы "сделать морду кирпичом и сбежать, когда первые два дают сбои". Это я дословно цитирую запись в дневнике отца.

И раз уж начала цитировать, то не могу не привести свой любимый кусочек с описаниями:

Самым трудным было понять, что такое день, а что такое ночь.

Зрение саламандры устроено не так, как человеческое - смотрите, у них и зрачков-то нет. Сплошная синь. Строго говоря, это и не глаза вовсе, а... ну, в общем, много чего. И глаза, и уши, и нос. Потому что кроме глаз и маленькой клыкастой пасти на треугольной мордочке ничего нет.

В общем, как нетрудно догадаться, саламандры света белого не видят. Темной ночи тоже. Зрение у них есть, но все им кажется совсем другим. Так что Агни стоило большого труда понять, почему время от времени люди начинают вести себя как деревья зимой - почти не шевелятся и молчат (ну, во всяком случае, не говорят членораздельно). Единственное различие: люди, в отличие от деревьев, во сне росли. По крайней мере, десятилетние мальчики.

Да, еще трудно было научиться откликаться на собственное имя. У нее ведь сроду имени не было. И привыкнуть к тому, что время так быстро несется мимо - до сих пор Агни время вообще измерять не приходилось. Она просто жила и жила... только иногда становилось холодно и приходилось залезать в деревья, чтобы дождаться тепла. Некоторых саламандр деревья не терпели, выгоняли прочь. Такие сбивались в стаи, но все равно чаще всего в итоге погибали. Агни повезло - то ли она деревья выбирала хорошо (ящерка особенно любила клены: они все были самолюбивые, но в глубине души добрые), то ли умела нравиться, но с ней ни разу такого не случилось. Хотя холодов Агни пережила множество. Может быть, сто. Может быть, двести. Счет - это была еще одна захватывающая штука, которой саламандра научилась от людей. Она очень любила считать - тем более что при желании могла восстановить в памяти все, что угодно, и сосчитать, скажем, количество съеденных ею за всю жизнь мышей - и всякий раз получала немного разный результат.

Или вот то самое про про листья-мысли:

Саламандра, лежа у корней старого дуба, - кажется, именно его желудь она в свое время, любопытствуя, зарыла передними лапками в землю, когда была в этих краях, хотя кто знает, - наблюдала за неспешным течением мыслей в собственной голове. Мысли были привычными, спокойными, имели откатанную временем форму. Они походили на дубовые листья, плывущие вниз по реке. Вы ведь знаете, что листья - это мысли дерева?.. Оно зачинает их зимой, пока спит, потом выкидывает весной наружу в едином порыве, все лето доводит до ума, потом наконец сбрасывает и отпускает прочь, чтобы снова остаться легким и свободным. И отрастить новые - а как без этого?

Ящерка чувствовала: вот-вот что-то случится. Например, выпадет снег. Его предчувствие жило в воздухе еще с тех самых пор, когда солнце показалось из-за края земли. Хотя в небе не было скоплений пара, заграждающих тепло, Агни знала, что уже к тому моменту, когда солнце пройдет половину пути, станет гораздо холоднее. И снег начнет рождаться из воды в небесах.

Я бы могла ещё привести цитаты, но тогда, боюсь, мне придется зацитировать почти весь текст, а это нехорошо. :)

В общем, настоятельно рекомендую, потому что - оно правда того стоит. И лично мне потраченого времени совсем не жаль.

Выкладываю ссылки на сами книжки, первую и вторую:

1. Недобог: Драконье Сердце - часть I; часть II.

2. Недобог: Укротители Быка - часть I. Небо над Мигаротом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий