вторник, 19 мая 2009 г.

Компьютерные игры: за и против

Все мы знаем, что такое компьютерные игры. Либо сами играли, либо видели, как другие играют. У многих играют дети. Многие играют на работе, чтобы убить время. Игры делятся по жанрам, но разделяются в основном на игры он-лайн и оф-лайн. Он-лайн игры, это игры в которые можно играть только через Интернет. Оф-лайн - это игры, в которые можно играть простой установкой на собственный компьютер.

Есть любители как оф-лайн игр, так и он-лайн. А есть противники компьютерных игр как в принципе.

Так вот о вреде и пользе игр.

Основной вред, которые могут принести компьютерные игры - это вред зрению и вашему желудку. Очень часто люди увлекающиеся (и не только играми), просто забывают об отдыхе и еде. Отсюда различные нарушения питания и сна. Может появиться раздражительность.

Польза компьютерных игр, в том, что с их помощью можно улучшить свои рефлексы. Такие как внимательность к мелочам, умение работать в команде, увеличение реакции в опасных условиях. Развитие тактических и стратегических способностей. Умение просчитывать ситуацию. Некоторые игры развивают способности организации и управления. Распределять время - так как во многих играх действовать нужно в строго ограниченное время.(1)

Разновидности компьютерных игр:

Экшен. Это то, что больше сего пугает родителей. Еще бы не испугаться! В таких играх море крови, оружия, и игра идет от первого лица. То есть кажется, будто человек себя ставит на место героя. Это не совсем так. Вернее, совсем не так. Наше подсознание не готово воспринимать изображение на компьютере как реальное. Поэтому объединение образа с реальным человеком не происходит. Человек воспринимает героя как того, каким бы он мог быть, если бы оказался в подобных условиях.

Проще говоря, то же самое, происходит, когда мы читаем книжку. Ведь все волей-неволей ставят себя на место главного героя. Особенно если повествование идет от первого лица. Никто же еще не пошел стрелять людей только потому, что в книге, которую он прочел, главный герой занимается именно этим. Поэтому не стоит бояться, что ребенок пойдет мочить всех направо и налево, играя в экшены. На такое способны только люди с уже поврежденной психикой.

Зато польза от экшена явно есть. Ребенок развивает внимание, скорость реакции, быстроту мышления. Ведь в этих играх необходимо очень быстро принимать правильные решения. К тому же многие экшены уже стали спортивными играми. А виртуальный спорт - это тоже спорт. Жаль, что он не развивает тело, а от компьютера портится зрение, но все-таки это не наркотики.

Симуляторы. Пожалуй, это один из самых популярных жанров компьютерных игр. Секерет его популярности - в разноплановости. Ведь симулировать можно все, что угодно. Можно оказаться и пилотом самолета, и богом. Отдельный вид симуляторов - спортивный. Любой вид спорта - футбол, волейбол, сноуборд, хоккей - все, что душе угодно.

Плюс этого жанра в том, что все подобные игры в большей или меньшей степени являются обучающими. Некоторые обучающие программы построены именно на основе симуляторов. Например, хочется выучить английский. Находишь игру, где главный герой - русский, попадает в Англию, и там начиная с азов, изучает язык для того, чтобы освоится в этом мире. Польза, на мой взгляд, ощутимая. Особенно если играть со звуком.

Стратегии. Этот жанр тоже очень популярен. Особенно среди мужской половины. Даже очень взрослые дяди, сидя в своем кабинете, частенько в эти игры играют. Тут нужно думать, и думать свысока - на уровне руководителя города, армии, государства или даже целой планеты. Можно думать пошагово, а можно в режиме реального времени. Пошагово проще, потому что с компьютером по очереди думаешь. Во втором случае времени на размышления нет. Иначе, пока ты думаешь, компьютер уже все сделает. Отличный тренажер для выработки стратегического мышления.

Ролевые игры. Хороши тем, что герой по ходу игры развивается, накапливает различные необходимые предметы и вообще растет в глазах окружающих. Обычно ролевые игры имеют сюжет-фэнтези . Можно выбирать разных героев. В основном это священник, вор, маг и рыцарь. Развитие игрок определяет сам. Можно быть хорошим, можно плохим, можно выполнять задания, можно не выполнять. Полная свобода выбора.

Чем хороша игра для подростка? Вся фишка в том, что если выбрать путь зла, то игра существенно усложняется. Соответственно, делается вывод: добрым и хорошим быть проще, чем злым и очень плохим.

И, наконец, квесты. По ним специализируются люди дотошные и скрупулезные. Любящие подумать. Реальное время не имеет значения, главное в этих играх - ничего не пропустить. В основном это детективные истории. Решить задачу в квестах с наскоку не получится. Польза от них очевидна. Развивается логическое мышление, внимание, и тренируется память, усидчивость, а заодно и терпение (2).

В наше время высокоразвитых технологий, когда компьютер стал общедоступным и необходимым элементом повседневной жизни, возникает вопрос о его влиянии на человека. Является он полезным или негативным фактором? Особенно острый характер этот вопрос приобретает, когда речь заходит о влиянии компьютерных игр на детей, поскольку именно игры настойчиво вытесняют все другие виды деятельности из детского мира.

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ведь даже полезные и жизненно необходимые вещи могут стать опасными... Подобное может произойти и с компьютерными технологиями, в частности с компьютерными играми.

Вспомним, сначала появились простые игры, созданные ради развлечения и отдыха. Они развивали внимание, быстроту реакции. Взрослея, ребенок начинал интересоваться более сложными - интеллектуальными играми. Так, прохождение лабиринтов может быть неплохой умственной тренировкой, развивающей логическое мышление. Им на смену пришли игры посложнее - стратегические (стратегии), они уже существенно отличались от предыдущих, поскольку моделировали реальность, в которой находился игрок. Вернее, они задавали путь следования, создавая эту реальность самостоятельно. Исходя из названия, можно сказать, что такие игры учат планированию, хорошо развивают аналитическое мышление.

Поэтому дети, играющие в компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире, и он больше отвечает мировоззрению взрослых людей. Такие "компьютерно-развитые" дети, обычно, опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверенны в своих знаниях.

Однако есть и негативная сторона увлечения компьютерными играми. Это когда киберпространство становится для ребенка реальностью жизни. Особенно ярко это проявляется, когда ребенок переживает социально неудачные контакты и погружается в игровой мир, где чувствует себя хозяином положения. Именно в этом призрачном мире ощущение или предчувствие победы повышает самоуважение, компенсирует заниженную самооценку и формирует поведение, когда единственным смыслом жизни становится удовольствие от игровых сеансов. Таким образом, вырабатывается "компьютерная или игровая зависимость".

Такую болезнь можно охарактеризовать как избыточное увлечение компьютерными играми ради ухода от реальности, что приводит к качественным изменениям личности - деформируются социальные, профессиональные, материальные и семейные ценности человека.

Особенно опасны в плане приобретения зависимости ролевые компьютерные игры (RPG - role playing games), где игрок (геймер) принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры, вырабатывает эффект "присутствия". Происходит то, что можно назвать "Эго-распадом" на "Я виртуальное" и "Я реальное". Такие игры подрывают психическое состояние и способны кардинально изменить представление о себе и окружающем мире. Все это способствует нарастанию тревоги и дисгармонии.

Существует мнение, что некоторые компьютерные игры, в частности, военные стратегии и "стрелялки", которые первоначально были созданы ради развития специальных навыков у военных, формируют жестокость. По этому поводу было проведено много исследований, подтвердивших эту точку зрения. С одной стороны, они помогают выходу агрессии и негативных эмоций наружу, с другой же, напротив, формируют определенные негативные стереотипы поведения. И даже влияют на психику сильнее, чем боевики.

И если во время просмотра боевика ребенок только следит за событиями, происходящими на экране, переживает за персонажей, примеряет на себя их роли, то во время игры это происходит "интерактивно": то есть игрок, принимая роль персонажа, погружается в его мир и на время становится этим персонажем. Думая или действуя от имени героя, он переносит этот опыт в реальную жизнь. Другая особенность игры в том, что герои "бессмертны": каждый раз после того, как они были уничтожены, оживают снова и снова, и количество их жизней бесконечно. Этот факт неминуемо отражается на восприятии ценности жизни, снимает границу между жизнью и смертью и развивает склонность к жизнеопасному поведению.

Вот почему проблема компьютерной зависимости и влияния компьютерных игр является очень актуальной. Поэтому, покупая игровой диск своим детям, подумайте и, если все же решили сделать такой подарок, внимательно рассмотрите суть и цель данной игры (3).

Как оградить ребенка от компьютерно-игровой зависимости

Если говорить о детях, то сами родители в состоянии оградить своего ребенка от этой болезни. Для этого необходимо уделять малышу как можно больше внимания, приобщать к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми. Если же ребенок предпочитает отстреливать виртуальных монстров, вместо того чтобы заниматься вязанием или плаваньем, не сердитесь на него и ни в коем случае не запрещайте играть. Запреты здесь действуют не во благо, лишь усугубляя желание ребенка окунуться в "запретный" компьютерный мир. Имеет смысл ограничить доступ к играм с насилием и жестокостью, а вместо этого предложить "компьютерную альтернативу" - поучительные игрушки, расширяющие кругозор. Необходимо помочь ребенку с самого начала усвоить, что есть игра и есть реальность, что несмотря на интересный виртуальный мир, существуют еще настоящие друзья и увлечения. Постарайтесь занять его чем-то еще, кроме компьютера. Не нравятся шахматы и гимнастика? Отведите его на танцы или рисование, что-нибудь ребенку обязательно придется по вкусу, и он станет меньше времени проводить за компьютером. В любом случае ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат. Тогда у него будет меньше поводов отдалиться от вас, "зависнув" в виртуальной реальности.

Кроме универсальных средств - понимания и заботы - в лечении игровой зависимости помогают растительные средства, снижающие возбудимость нервной системы и положительно влияющие на работу головного мозга. Врачи рекомендуют экстракт женьшеня, препараты родиолы розовой, душицы и еще целый ряд травок, известных со времен прабабушек. Также необходим витаминный комплекс. Конкретно для людей, проводящих длительное время за компьютером, полезны препараты с витаминами А, Е и селеном.

В любом случае, лучшим способом преодолеть игровую зависимость является желание самого геймера начать "настоящую" жизнь. Если человек захочет избавиться от пристрастия к компьютеру и сам ограничит себе доступ к нему, не понадобятся ни советы, ни лекарства, ни помощь психологов (4).

Источники

1. Садикова Диана. Чем полезны и вредны компьютерные игры? / электронный ресурс - [режим доступа] http://www.nash-aist.ru/theme.php?nath=9966

2. Александра Мунтян. Чем полезны компьютерные игры? / электронный ресурс - [режим доступа] http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23017/  

3. Игорь Полоз. Компьютерные игры. Это хорошо или плохо? / электронный ресурс - [режим доступа] http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27590/  

4. Игровая зависимость / электронный ресурс -[режим доступа] http://www.saferunet.ru/ruaos/stories/detail.php?SECTION_ID=136&ID=580

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий