Так что можно уже вывесить то самое "серо и скучно".
Работа 1-го этапа:
Конец, его семья и другие проблемы...
Как-то так исторически сложилось, что разводы в Тайном Городе - вещь почти немыслимая. Примерно как и аборты. Впрочем, есть одна раса, про отношение которой к разводам нельзя сказать ничего. Навы. Но про них вообще много чего нельзя сказать. Например, сколько же они все-таки живут? Но я вообще-то не о них...
Собственно, с Миленцием мы познакомились еще в детстве - наши семьи жили в одном доме. Разумеется, и кроме маленького конца мне было с кем играть, но было в нем что-то такое... Возможно, та самая пресловутая "тайна", о которой так много говорят. Но тогда это было неважно: мы были дети, и все, что нас волновало - это кто построит лучший куличик в песочнице да кто будет играть в прятки. И так повелось, что маленький конец все как-то больше возился с нами, девчонками. Играл в куклы, прыгал в классики или просто болтал ни о чем. И мы все привыкли к нему. Как к одной из подружек. Самой лучшей. Разумеется, отнюдь не я была была заводилой во всех наших играх. Кажется, это была некая челка... То ли Анфиса, то ли Лариса - я уж и не припомню теперь. Девочка-то потом магом оказалась. Слабеньким, правда, но разве ж это важно? Вот только челы, что с них возьмешь-то, как узнают о Городе, так будто крышу у них сносит. И эта такая же была: по первости возгордилась немерянно, а затем, как поняла, что и покруче нее маги есть, так и... Сломалась что ли? По рукам пошла. Миленций-то поначалу ее даже содержал, но потом ему надоело, да и кроме этой Анфисы-Ларисы вокруг девиц полно. И не только челок. Кого только у Миленция в любовницах не побывало: и люды, и чуды, и челки, само собой, вроде как даже масанки и приставницы у него в списке были... Да...
А я? А что я? У шасов в этом плане намного строже - шаса должна выйти замуж девушкой. В особо консервативных семьях в мое время даже проверяли наутро, действительно ли муж оказался первым. Да-да, и такое было... Миленций это тоже знал - я сама ему сказала, а, может, и до этого что слышал, но он ко мне за всю свою бурную молодость ни разу не прикоснулся. Впрочем, и без этого нам было что делать и о чем поговорить. Он на самом деле был, как подружка. А мне - так как сестра. Может, в этом и есть их тайна?
Ну, да ладно. Замуж меня выдали лет в двадцать за довольно солидного шаса с неплохой перспективой. Амир Турчи был хорошим мужем - зарабатывал хорошо, деньгами не сорил, на любовниц много не тратил. А как дети пошли - иногда даже занимался их воспитанием. А детей-то у нас было аж пятеро: Итан, Салир, Юфирь, Малик и Эстер. Вот парнями Амир-то и занимался. Да, ведь и что еще с ними делать-то? Наследники-ить. Ну, а я все больше с дочками. Вот только муж-то дома не самый частый гость был - поди прокорми такую ораву. Здесь даже матушкино обучение не всегда меня спасало. Вот наваришь порой на куриных косточках супа. Капусты-картошечки туда побольше. Так мужики-то все мяса требуют. Вот и приходится им покупать. Да, не абы что, а все вырезку хорошую, да побольше. А где ж ее, эту вырезку достанешь-то? Особенно, если у челов что ни год, то революция али война какая. А то и вовсе голод. Миленций меня тогда порой не раз выручал, хотя и у самого семеро по лавкам. Причем, в буквальном смысле слова. Его-то женили ненамного позже меня - всего года через три что ли. Жена у него хорошая попалась. Впрочем, возможно, все их женщины такие - уж не знаю. Но Камия оказалась весьма приятной во всех отношениях. К тому же еще и соседкой. Мы с ней постепенно сдружились. А что? Обе молодые, с детьми. Наши сорванцы-то все вместе по двору бегали. Да, и спокойнее было как-то, когда знаешь, что есть кому за детишками присмотреть в случае чего.
Я ведь не раз Камию спрашивала, каково ей знать, что муж сейчас с очередной любовницей? А она все отшучивалась, да отсмеивалась. Говорит: "Вот на тебя его тайна не действует, а на кого-то действует. А мне много и не надо: чтобы дети были накормлены-одеты, да деньги в доме водились." А тайна его на меня на самом деле не действовала. Уж, по крайней мере, даже взрослая я на него не кидалась, как некоторые. Видела я и таких: то феечки юные чуть не на части рвут, то челки буквально пачками под ноги кидаются. А он все улыбается, да флиртует. Конец, что еще сказать?
Многое наши семьи пережили за столько-то лет: и войны, и революции, и голод... Дети выросли, женились да замуж повыскакивали. Вроде бы живи себе, да радуйся, с внуками возись. Да, только беда пришла, откуда совсем не ждали - умерла Камия. Как да от чего - никто так до сих пор не знает. Даже эрлийцы, хоть Миленций и потратился на них немало. Ну, да никто не всемогущ - только Спящий разве что. Миленций-то тогда совсем сдал - целыми днями дома сидел, делать ничего не хотел, даже порывался один раз руки на себя наложить. Хорошо я вовремя зашла.
Жалко мне его было. Один же совсем остался - дети разлетелись кто куда, жена, вон, тоже умерла... Ну, и стала я к нему порой заглядывать. По-соседски, не подумайте чего! То по хозяйству помочь, то просто поболтать о том о сем. Муж-то порой на меня косился, но что сказать мог? Детей я вырастила достойных, супругов им нашла хороших - что еще от меня требуется-то? А любви-ить у нас никогда и не было. Это все больше человские сказки. Да, навские еще... Темные ж живут вон сколько - могут себе позволить и с фатами жить, и много еще чего. Нет, что вы! Я комиссара не осуждаю - уж догадываюсь каково ему, бедненькому, столько-то лет жить, да все о благе Нави да вассалов ее заботиться. Ну, а фата... А что фата? Умная оказалась - вовремя ушла.
Вот и я тоже... ушла. Муж-то поначалу кричал о предательстве, распущенности моей. Вроде как даже намекал, что не все дети его. Но это уж совсем чушь несусветная! Я, как замуж вышла, его только и знала в этом плане-то. Да, разве ж мужику что докажешь, если он себе в голову это вбил. Вот так вот в один день мы и развелись. Ох, намучилась я тогда. Мы же, шасы, хозяйственные. Вот и мучались год целый, выясняя, кто кому что должен. Но я свое отстояла - мое приданое, то, что дочерям не отдала, все со мной ушло.
Амир тогда разозлился, все кричал, что видеть меня не хочет. А что я? А я даже рада была. Мы с Милецием уже давно переехать хотели, да вот как-то неприлично это - замужней женщине с любовником жить. Хотя какой же он мне любовник теперь-то? Мы ведь с ним после моего развода поженились. Тихо, без шума, в человском ЗАГСе расписались. А что нам еще в таком возрасте-то надо? Тихой, мирной жизни в купленном в Подмосковье небольшом домике, да еще понимания детей. Вот с поледним правда туговато: они же все нас предателями считают. Ладно, мои - я все же с их отцом развелась. А вот Миленцию-то за что такое? Неужто они в самом деле считают, что он должен был себя заживо похоронить вместе с Камией? Неужели ж она этого хотела бы? Но дети есть дети. Они никогда не поймут. И того, что мы их не предавали - тоже.
Вот так мы и живем с моим концем - я занимаюсь хозяйством, он работает организатором торжеств, иногда по вечерам мы просто гуляем... И я точно знаю, что кроме меня женщин у него больше нет. Это, конечно, мелочь, но все-таки приятно.
А дети... Что ж, надеюсь, они никогда не столкнутся с таким выбором. Но я о своем не жалею.
Работа 2-го этапа:
Конец, семья и молчание... Во благо?
В старости делать особо нечего - только и остается, что вспоминать прошлое. Вот и я вспоминаю. Только все моя Рахиль по-большей части вспоминается. Я ж, когда женился, уже далеко не мальчишкой был. А она... Совсем девчонка - что шасам 20 лет-то? Признаться, я тогда не знал толком, что с женой делать. Любовь, скажете вы? Какая же любовь в браке по расчету-то? Хотя... Не сразу, конечно, но что-то я к ней все же почувствовал - такую женщину, со строгими принципами, и тогда редко встретить можно было, а уж сейчас... Нынешняя молодежь и вовсе о таком понятии не знает. Слыханое ли дело: девушки родной семьи гуляют до брака как какие-то феечки! Ох, не-не... Таких, как моя Рахиль сейчас днем с огнем не сыщешь, как челы говорят.
Я ведь честно хотел быть самым лучшим мужем для моей красавицы. Да, только вот ведь какое дело - не принято у нас в семье, чтобы шас был жене верен. Сделки отмечать с девицами - это уже традиция. И ведь не будешь же партнерам празник рушить, к жене сбегая. Да, и нехорошо это - раз сбежишь, другой, а на третий и партнера потерять можно. А деньги, увы, на дороге не валяются. Вот и приходилось отмечать. Но кроме этого я ни разу на сторону и не взглянул - кто ж с моей Рахиль сравниться-то? Умница, красавица, хозяйственная, да еще и пятерых детей мне подарила. Что может быть того лучше? Только то, что она еще и вырастила их замечательными шасами - сыновья у нас далеко пошли. Куда дальше, чем я в свое время сумел. Да, и дочки удались на славу - красотой все в мать, да и хозяйственностью - тоже. Зятья-то потом не раз и не два мою Рахиль благодарили...
Эх... Все этот конец порушил... Я ж ведь уже и годовщину нашей свадьбы собрался отмечать - тур заказал... На Сейшелы... Колечко своей Рахиль купил. С брильянтом... Детей предупредил... А вот надо ж - накануне приходит ко мне этот Миленций, глазками стреляет, говорит: "Вот, мол, уважаемый Амир, мы с вашей супругой решили жить вместе - уже давно ее, мол, люблю. А сейчас я овдовел, дети выросли - можно и для себя пожить..." А сам все елейно так улыбается, стервец, а глазенки масляные так и бегают: то на стол, то на шкаф, то на бар... Будто я не знал, чего ему на самом деле нужно.
О Миленции я знал еще до женитьбы - уже тогда о юном конце ходили весьма нелицеприятные слухи. То, что он спал со всем, что движется (говорят даже, что не только женского пола) - это для его семейки дело нормальное. Но вот другие слухи... Кто-то трепался, что он вроде как своих бывших любовниц из челок и полукровок эрлийцам сдает на опыты, кто-то про его любовь к азартным играм. Причем, любовь эта была далеко невзаимной. А потом и другие слухи поползли... Говорят, он даже Азаг-Тоту помогал, когда тот вернулся. Но это уж совсем фантазии. Хотя то, что не все слухи были беспочвенными - это точно. Я ведь перед свадьбой самолично всех друзей моей Рахиль проверил - уж такие порядки тогда были... А то сами знаете, женщины - существа изобретательные. Такого надумают, что ходи потом всю жизнь и размышляй - а каким по счету ты у нее был? Не то, чтобы я не доверял моей Рахиль - семья-то у нее хорошая, старой закалки, да вот родственникам надо доказательства представить. Зато после брачной ночи простынями трясти не пришлось...
Да... Так о Миленции. Он мне еще тогда подозрительным показался, но со свадебными приготовлениями я почти и забыл о нем. Тем более, что мы с моей Рахиль сразу ко мне переехали. Кто ж знал, что этот стервец через три года станет нашим соседом? Говорят, квартиру они в основном на деньги Камии покупали. Вот уж кто была поистине святой - и своих детей воспитывать успевала, и денег добывать, да еще и моей Рахиль не раз помогала - то советом, то с детьми посидеть, а иной раз и продуктами... Времена-то тогда были - не чета нынешним. Челы, вон, за каждое зернышко дрались. Ну, мы-то, конечно, не челы, но и нас те времена зацепили...
А потом Камия умерла. Миленций все плакался, что от неизвестной болезни, да только ложь все это - отравил он ее на самом деле. Покойница-то с ним развестись хотела - ибо и сам он на дно шел, и семью туда тянул. Камия мне как-то раз пожаловалась, что супружник ее совсем с ума сошел - все о каких-то опытах говорил, об огромных деньгах, а сам все, что зарабатывал, тратил до последней копейки. Детям помочь - и то нечем было. А ведь у них и дочки были. Приданое надо было готовить, замуж их выдавать. Да, и сыновьям устроиться помочь - тоже надо. Продолжать-то им нечего было - Миленций как пошел работать на какого-то сородича, так на него и проработал всю жизнь. Даже повышения никакого не получил - все так от жены и зависил. И развод ему ой как не нужен был - вроде как в те времена он опять проигрался крупно. И про лечение у эрлийцев - тоже ложь... Не лечили они Камию, а убивали. Ну, да Спящий им судья. Только я больше к эрлийцам не обращаюсь. И Рахиль запретил. Она, хоть и развелась со мной, но все равно иногда советуется - все ж молодая, да и в делах таких не очень опытная.
А тогда Миленций ведь совсем не за тем пришел. Он думал, что я за репутацию побоюсь - откуплю у него свою Рахиль. Я ведь и сам так думал по началу. Но как взглянул в глаза моей Рахиль, так и понял - пустое это. Она-то, чистая душа, от всего сердца Миленция жалела. Как есть - прекрасная мать. Но свои-то дети выросли, вот она и переключилась на "безутешного вдовца". Эх, Рахиль-Рахиль... Я ведь не просто так год с ней разводился - думал, одумается, вернется ко мне... Да, только зря все это было. Еще и поссорились тогда. Да, потом помирились, когда они с Миленцием уже переезжать собирались. Это ведь тоже я им устроил - деньги от продажи квартиры все на уплату долгов этого мерзавца ушли, еще и мне приплатить пришлось. А все чтобы моя Рахиль счастлива была. Мы тогда с Миленцием контракт заключили. Я им пообещал иногда помогать, так, чтобы моя Рахиль не знала, а Миленций будет сидеть тихо в своем Засранске и никаких темных делишек - за этим следить тщательно будут.
Вроде как пока он договор исполняет. А я смотрю на мою Рахиль и все думаю - почему же у нас с ней не сложилось? А ведь я на самом деле ей дорожил... Да, и сейчас, чего уж врать, в любой момент готов ее обратно принять. Вот только не вернется она. Пока этот конец жив - не вернется. А руки об него марать... Да, и был бы смысл, если бы не ее глаза - она сейчас счастлива, моя Рахиль... А чего ради этого не сделаешь? Даже детей попросишь и в дальнейшем за концем присматривать. Итан - мальчик понятливый, не даром в Директорат продвинулся. Вся надежда на него теперь - мне-то уже недолго осталось... Эрлийцы конечно много обещают, да я к ним после смерти Камии ни ногой. Да, и стоит ли оно того? Конечно, хотелось бы еще пожить... Дождаться свою Рахиль... Но с природой не поспоришь... Лишь бы она была счастлива, моя Рахиль. И если ради этого надо молчать - велика ли цена?
пятница, 15 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий