четверг, 17 декабря 2009 г.

Ясная Поляна: там, где легко дышится - 06.09.2008

Что-то слишком уж часто в моей жизни бывает то, что описывается красивым русским фразеологизмом "то густо, то пусто". И это касается не только образа жизни, но и путешествий в том числе. То я много лет вообще никуда не могла выбраться по стране родной и передвигалась всё время только по стандартному маршруту Москва-Владимир-Москва, то, значит, вдруг захотелось попутешествовать по родине. Началось всё как раз с тех самых прогулок по Владимиру-Суздалю, о которых я уже писала. Закончился тот заезд на родину незапланированной поездкой в Ясную Поляну, оставившей массу позитивных воспоминаний.

Мой внезапный путешественнический порыв с огромным энтузиазмом был поддержан небезысвестной вам Алькой. И где-то за несколько часов задумчивого распития чая и штудирования информации, найденной в глобальной сети, сложился план раннего утреннего подъёма (аж в три утра) с целью доехать из Владимира до Москвы, чтобы в Москве сесть на экспресс с незамысловатым названием "Ясная Поляна", идущий ясно куда. Экспресс, к слову, понравился; автобус Владимир-Москва - как обычно, не очень.

Где-то в начале 12-го наконец-то прибыли на станцию "Козлова засека":

Те, кто когда-либо ездил по этому маршруту поездом, знают, что от самой станции до Ясной Поляны добираться довольно долго. Поэтому музеем организован специальный автобус, который собирает всех прибывших на экспрессе и везёт к усадьбе, а потом точно так же отвозит всех спешащих на экспресс назад как раз ко времени отправления экспресса в Москву. Не бесплатно, разумеется. Но удобно, ничего не скажешь.

Система продумана ещё и так, что всех прибывших на поезде встречает некая тётенька - представитель музея-усадьбы, долго объясняет про эти самые автобусы, а потом в добровольно-принудительном порядке приглашает всех на платную экскурсию по станции "Козлова засека" (т.е. понятно, что пока она не закончит экскурсию по станции, автобус никуда не поедет, а те, кто не хотят слушать, могут просто постоять на улице и подождать). В общем, смысл ясен. На экскурсию мы, разумеется, пошли (ну раз уж приехали-то).

Весь местный "музей" - небольшая комнатка, где собрано всё, что так или иначе было связано с железной дорогой времён Толстого:

Выгрузка на станции и спич тётеньки запомнились главным образом следующим происшествием. Где-то во время того, как тётенька толкала длинную речь про автобус, где его искать, как оплачивать и про посещение музея на станции, в толпе раздался недоумённый вопрос на английском с просьбой объяснить, что вообще тут происходит. Разумеется, вопрос был адресован ко всем сразу, потому что по лицу тётеньки было понятно, что от неё ждать ответа не стоит. Разумеется, толпа прореагировала на вопрос ..., ну, в общем, никак не прореагировала. Уже тогда у меня закрались смутные сомнения на тему того, что эти товарищи попали. Как оказалось потом, сомнения меня не подвели. Впрочем, тогда эта семейная пара из Австралии ещё этого не знала, поэтому моего перевода им хватило для того, чтобы несколько расслабиться.

Автобус в стиле "гроб на колёсах" довёз нас наконец до входа на территорию Ясной Поляны. Здесь мы с Алькой уже даже успели попрощаться с нашими австралийскими знакомыми, купили билеты и радостно пошли осматривать территорию усадьбы.

Большой пруд прямо около входа:

Самый известный вид во всей Ясной Поляне - так называемый "прешпект" - берёзовая аллея, которая начинается почти что от входа и идёт до самого дома Толстого. Невероятно красивое место, на мой взгляд. Заставка с этой аллеей стоит у меня на рабочем столе уже довольно давно:

Говорят, что аллея здесь появилась ещё до рождения самого Толстого, где-то в начале 19-го века. Писатель так её любил, что этот самый "прешпект" неоднократно фигурировал в его произведениях:

Чуть в стороне разбиты сады-огороды, растут цветы, есть грядки. Довольно симпатичный сарайчик:

Попасть внутрь дома Толстого можно только с экскурсией, которая идёт в определённое время с определённым количеством человек. В общем, оно и понятно: дом, конечно, хоть и не мизерный, но не столь огромный для того, чтобы по нему в хаотичным порядке одновременно ходили сотни человек. Когда мы с Алькой выяснили, что сразу в дом не попадём (ну просто потому что билеты у нас были на определённое время), то решили что сначала чуток погуляем по окрестностям, а потом как раз вернёмся ко времени забронированной экскурсии.

Вот как раз где-то в тот момент, когда мы уже собирались отчаливать в поисках могилы Толстого, к нам, радостно размахивая руками, приблизилась уже известная нам австралийская пара. На их лице было написано, что мы - их последняя надежда. Как выяснилось из непродолжительного разговора, товарищи забронировали через свой отель индивидуальную экскурсию на английском, за неслабые такие деньги в размере 3500 рублей (для сравнения: я заплатила за вход 150, с учётом экскурсии по дому Толстого). Их обещали встретить около входа в усадьбу и провести эту самую двухчасовую экскурсию.

Дальше, наверное, рассказывать не надо: у входа их не встретили, про бронь ничего вразумительного сказать не смогли, ну просто потому что тётенька на входе английским не владела, а поэтому всё, что она сделала, так это взяла с них ещё сколько-то там денег за входные билеты. И вообще, они уже успели потыкаться в самые разные двери разных домов, но никто с ними разговаривать не хочет и что делать они не знают.

Следующие сорок минут прошли под лозунгом "спросите у них, где наша экскурсия" - "скажите им, что я такой информацией не владею". В общем, было ясно, что товарищи австралийцы попали и что сами они тут концов не найдут. Поэтому в какой-то момент пришлось перестать переводить, а просто начать разбираться в ситуации самостоятельно. Пытаясь найти отговорку, работники усадьбы ознакомили меня со всеми списками заказавших экскурсии, рассказали про планы на ближайшие дни, посетовали на болезнь англоязычного экскурсовода и просто повздыхали на тему "так бывает". Через несколько вопросов с моей стороны выяснилось, что, в общем-то, одна из тётенек, вроде как, говорит по-английски (чего на русском-то щебетала, когда я переводила туда-сюда?), ещё через пару вопросов она согласилась с тем, что об усадьбе знает существенно больше меня, на вопрос: "Ну и?" - она тяжело вздохнула и призналась, что, в принципе, в состоянии провести какую-никакую экскурсию, но только деньги, разумеется, вперёд.

Австралийцы с некоторым изумлением посмотрели на тётеньку, которая вдруг что-то вякнула на английском. Их, наверное, тоже волновал вопрос, какого лешего она до этого упорно говорила с ними по-русски. Впрочем, конец этой истории мне всё равно неизвестен, потому что очень уж хотелось наконец-то пойти гулять. От здания администрации мы с Алькой уходили с чувством выполненного долга, и не знаю, как Алька, но я - с твёрдым убеждением, что в стране родной ещё очень долго не будет хорошо, потому что пока у нас все дела везде обстоят именно так.

С этим трагическими размышлениями мы пошли искать могилу Толстого:

Его могила - это обычный холмик, поросший травой. Желание Толстого было, чтобы его похоронили именно тут и именно так: в простом деревянном гробу, безо всяких обрядов и памятников. Считается, что это место волшебной "зелёной палочки", про которую Толстой когда-то в детстве услышал от своего брата, и которая, по легенде, хранится где-то здесь. Если найти эту зелёную палочку, то в мире всё вдруг станет хорошо: без войн, болезней и зла.

Зелёную палочку мы не нашли, что, в общем-то, неудивительно с учётом моей "везучести". Зато пошли гулять в далёкие поля-леса, которые окружают всю усадьбу и в которых очень часто гулял сам Толстой. Даже небольшой прогулки по тем местам было достаточно, чтобы на себе испытать, что там невероятно легко думается и появляется чувство свободы и ощущение, что всё под силу.

Стояла редкая для того периода хорошая погода, и тот день был объявлен днём полноценного отдыха, т.е. совершенно не думалось ни о каких делах, а значит, невероятно хотелось дурачиться:

К назначенному времени экскурсии вернулись снова к усадьбе. Ещё немного побродили вокруг и пофотографировали здания. Уцелели не все здания, что некогда стояли на этой территории. Там довольно длинная и запутанная история про то, как и к кому дома переходили, как их закладывали - выкупали и т.п. В общем, в итоге, имеем, что имеем: дом Волконского, деда Толстого, стоит:

А с домом, где родился Толстой, дела обстоят вот так:

Зато сохранились некоторые хозяйственные постройки, а по территории даже разгуливает живность:

В целом, экскурсия по дому понравилась. Люблю я слушать про жизнь известных мне великих людей. Многое даже хорошо запомнилось. Вот только фотографировать внутри строго запретили, а поэтому на память от посещения дома осталась только фотография супер-пупер тапочек, которые раздавали на входе:

Оставшееся до автобуса время посвятили поискам знаменитой скамейки Толстого. Точнее, того места, где она стояла, потому что сама скамейка, надо полагать, уже не один раз была восстановлена:

Ещё немного погуляли по полям, что в этой стороне усадьбы:

А по дороге назад ещё нашли и дерево любви: два сплетённых между собой дерева, около которых очень любят фотографироваться молодожёны:

Перед отправлением автобуса оставалось ещё немного времени, за которое мы даже умудрились что-то поесть в местной едальне около входа на территорию усадьбы. Кормят, к слову, неплохо, но не могу не высказать своё "фи": в общей сложности там было не то пять, не то шесть столиков. То, что нам удалось подсесть к кому-то из уже сидящих, - огромное чудо. На то количество людей, что приезжают в усадьбу, этих пары столиков явно недостаточно. Меж тем, других едален ни на территории усадьбы, ни на станции нет, в поезде продаются только чипсы с печеньем, а до Москвы ещё ехать и ехать!..

Но, в целом, всё равно крайне позитивные воспоминания. При заходящем солнце очень хорошо получилась сама станция:

А в ожидании поезда удалось ещё и немного повспоминать события произошедшего дня:

Комментариев нет:

Отправить комментарий