среда, 11 февраля 2009 г.

... Семенов, по книге которого сняли знаменитый сериал "Семнадцать мгновений весны" ...



Перефразируя буржуазного писателя Чехова: "Надо по капле выдавливать из себя жлоба"

По поводу "Стиляг" написали много рецензий. И, может быть, моя будет запоздалая, но тем не менее, хочется высказаться.  В совке неординарным личностям очень хотелось выделиться, молодежи в первую очередь.

Что за примерами далеко ходить. Мне довелось быть школьницей намного позже 50-х годов прошлого века, но тоже приходилось несладко...

Отдельные учительницы, страдающие приступами повышенной нравственности,  просили меня в приказном порядке умыться, иначе, они не будут вести урок. Мне говорили, что я похожа на малолетнею проститутку с Монмартра.  Естественно, я уходила с таких уроков с вещами и не возвращалась.  Что же говорить о том времени, когда была обязательна школьная форма, и даже челку девушкам нельзя было отрезать:(  Закончив школу, вполне нормально было желать ярко и модно  выглядеть, похожими на героинь западных фильмов.  Мода тогда была очень женственной, подчеркнутая талия, пышные юбки.  И, конечно же, это время расцета рок-н-ролла. 

Но  самое ужасное для желающих выделиться и соответствовать модным мировым тенденциям, что тогда ничего невозможно было просто пойти и купить. И музыку нельзя было скачать из интернета;)  Все нужно было "доставать". Мы даже не можем оценить своего счастья, что не живем в стране, в которой можно оказаться  в тюрьме из-за валюты или увлечения западной музыкой. И когда плод запретный, его очень хочется попробовать или, хотя бы  помечтать на тему, какой же этот плод на самом деле. Поэтому, очень странно в наше время было увидеть  отзыв на фильм , по словам моей мамы, в силе газеты "Правда" 1955 года выпуска: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/395690/view_info/ok/

Автор этого "шедевра" дописался до того, что в картине были оплеваны наши героические деды, которые не были стилягами.  Полная извращенность  восприятия, с подменой понятий. Никого в этом фильме не оплевывают. Во-первых  он снят в жанре мюзикла. Который предполагает  гротеск и некоторую утрированность.  Все прекрасно понимают, вопреки опасениям изложенным  в статье, что, не относившие себя к стилягам граждане не ходили поголовно  в сером. Особенно в послевоенные годы, когда хотелось "жить лучше и веселее",  и пытаться по возможности себя украшать, особенно женщинам. Правда, по рассказам маман, стиляги в мужском исполнении в суперузких брюках и с коками на голове, действительно выглядели карикатурно. Естественно, они очень контрастно смотелись на фоне основной массы населения;) И бригады, которые ходили их "причесывать", тоже историческая реальность. До отрезания волос девушкам, конечно, не доходило. Это имело место во время Фестиваля молодежи и студентов, чтобы наши девушки не знакомились с иностранцами и сидели дома. Настоящее варварство, можно еще раз облегченно вздохнуть, что наша юность не пришлась на эти годы.  В фильме же комсомолка и настоящая сука стерва Катя режет волосы главной героине, еще и беременной. Но месть сопернице существовала во все времена, и женщины существа жестокие. Поэтому, списать это на "очернение комсомола" не получится.

Во-вторых, создателей фильма обвинили, в том, что они показывают праздную "золотую молодежь", которая полезного для общества ничего не делает. Для того, чтобы не говорить подобные вещи, надо хотя бы попытаться воспринимать все не так однобоко. Ясное дело, что стилягами преимущественно были дети  людей,  занимающих высокие должности или интеллигенции. У которых были возможности что-либо привезти из-за границы или материальный достаток позволял приобрести у спекулянтов. В первом варианте они сами часто становились спекулянтами;) Которым довелось увидеть скрываемую от нашего общества часть культуры. Реже среди стиляг встречались  примкнувшие к ним, дети из простых семей. Про главного героя, Мэлса, хочется сказать отдельно. В статье его обвинили во всех смертных грехах, дописавшись до того, что во время войны из таких выходили полицаи. Если внимательно смотреть фильм, можно понять, что встеча с Пользой для него судьбоносна. И в тусовку стиляг он попадает неслучайно. Ему на роду написано быть музыкантом, не зря же его отец на баяне играл;)  Мэлс пристрастился к игре на саксофоне, и из сюжетной линии следует, что он непременно станет выдающимся джазовым музыкантом. Еще главный герой очень трогательно добивается расположения девушки своей мечты. Начиная с разгрузки вагонов, чтобы заработать на стильный прикид;)  В кино показывается  досуг молодых людей, там  остаются за кадром  трудовые студенческие будни главных героев.  На мой взгляд, учится в МГИМО или мединституте совсем не постыдно, и люди, которые выпускаются из этих  ВУЗов, делают много полезного для блага страны. Прототипом Фреда был юный писатель Юлиан Семенов, по книге которого сняли знаменитый сериал "Семнадцать мгновений весны". Это он ездил на отцовском автомобиле, и раскрашивал своего бульдога во все цвета радуги. Так, что из стиляг тоже вырастали достойные граждане. 

Главных героев фильма очень интересует жизнь, которую они могут увидеть только в замочную скважину. Тогда не только нельзя было свободно пересечь рубежи нашей страны, но и даже купить пластинки и одежду. Все "доставалось", переплачивалось за удовольствия втрое, еще и с риском оказаться за решеткой. Поэтому, можно было только увидеть краешком глаза этот другую жизнь, а остальное дофантазировать самим. Герои фильма жили в своеобразной сказке "про Америку", которую сочинили они сами. И у которой грустный конец ... В финале Фред говорит Мэлсу, что в Америке нет стиляг. " -Да тебя от жлоба не отличишь!  -Посмотри на лейбл, - говорит Фред, отворачивая плащ.  Чем свободнее человек, тем проще он одевается."

На самом деле все банально, - в стране дефицита и запретов, где могли посадить за "преклонение перед Западом", молодежь тех лет придумала себе островок "американской жизни". Со своим "Бродвеем", с именами на английский манер, они жили в придуманном мире. За неимением возможности гулять по настоящему Бродвею, и ездить в Гарлем слушать джаз и рок-н-ролл.  Сила действия равна силе противодействия. Но сказкам всегда приходит конец...

ВВ

В

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий